суббота, 13 октября 2007 г.

О стоимости сайтов

На форуме SearchEngines уже не первый раз подняли волнующий меня (да наверное и многих) вопрос о стоимости сайтов. Все-таки интересно - каким капиталом обладаешь, сколько стоит то, что ты уже сделал, и как сделать так чтобы твои проекты стоили не 3-4 месячного их оборота, а хотя бы двухлетнего... При том что у меня не возникает желания что-то продать из проектов, просто важно понимать "капитализацию". Однако целиком удовлетворяющих меня ответов на этот вопрос я ни разу не видел на SE, лишь однажды наткнулся на хорошую переводную статейку "сайт на миллион".
Понятно что представления о стоимости у многих нет хотя бы по той просто причине, что небольшие проекты продаются и покупаются не слишком часто и главное приватно - об этом не пишут в газетах и не кричат на форумах. И есть огромная пропасть неопределенности между сайтиками продающимися на форумах по цене домена (PR,ТИЦ) или прибыли за 3-4 месяца и мега-проектами, о покупке которых за баснословные суммы мы читаем в новостях. Кое-какую информацию можно почерпнуть с сайтов типа biztorg.ru, где продаются бизнесы в том числе интернет-проекты. Но продают чаще всего интернет-магазины, т.к. с их содержанием бывает много мороки - это не чистый онлайн бизнес, там приходится изрядно залезать в оффлайн (логистика и т.п.).
Кто-то скажет что сайты надо оценивать вообще не оборотами/прибылями, а другими методами... Возможно, но грубая первичная оценка бизнеса часто делается именно таким способом, это самые простые цифры, которые можно вытащить не сильно вникая в специфику бизнеса. Дальше конечно в ход идут более "тонкие" методы, если результаты грубой оценки заинтересовали. Понятно что серьезный некоммерческий ресурс, который денег в настоящий момент не зарабатывает, но имеет солидную аудиторию, оценивать надо немножко иначе...
Мои личные представления о стоимости проектов во многом теоретические, т.к. сайтов я пока не покупал и не продавал, но приходилось заниматься оценкой бизнесов в немножко другой тоже высокотехнологичной сфере...
Оговорюсь сразу - мне привычнее оперировать цифрами доходов/оборотов, а не прибылей, т.к. привык иметь дело с бизнесом где прибыльность очень высокая. Для торговых бизнесов (тех же интернет-магазинов), лучше оперировать прибылями. При сумасшедшем обороте прибыль может быть минимальной (5-10%), т.к. конкуренция не позволяет делать высокими наценки... Но интернет-магазины мне не близки, я в них слабо разбираюсь - пусть о них напишут другие :)
Мои оценки:
1. Сайт с неуникальным контентом заточенный под контекст, продажу ссылок - доход за 3-6 месяцев (сайты такие банят периодически, пессимизируют - нестабильно все)
2. Сайт с уникальным контентом ("для людей" как говорится) зарабатывающий на контексте и т.п. - доход за 6-12 месяцев (доход на контексте опять же не очень стабилен, но если сайт твердо стоит на ногах и не опирается на одну только контекстную систему, то можно и годовым оборотом оценить, а может и дороже - зависит от конкретики)
3. Сайт с уникальным контентом, зарабатывающий на продажах прямой рекламы - доход за 1-2-3 года (зависит от конкретики опять же)
4. Сайт с уникальным контентом, зарабатывающий на продажах рекламы и платных сервисах - доход за 2-5 лет (понятно что сервис сервису рознь, и уровень организаци его тоже, но есть масса сервисов которые скорее всего не потеряют популярности через 2-3 года, аудитория которых будет только расти)
Наверное есть градации и дальше, я просто мыслю в пределах доступных мне реалий, создать ресурс уровня "В контакте" или YouTube в ближайшее время вряд ли по силам :)
Рынок интернет-бизнеса растущий и сделки на растущих рынках часто совершаются с большой наценкой за "перспективу", в отличии от рынков стагнирующих.
Я пока добрался до 3-го уровня :) и оцениваю сайт, приносящий основной доход, где-нибудь 2-хгодичным оборотом. Он занимает вполне твердое место в своей региональной нише и пользуется определенной известностью среди отраслевых компаний. При том что наверняка есть какие-то риски, которые я не учитываю, и вполне возможно профессионалы оценили бы его дешевле. Например то что без меня проект может несколько "сдать" (вряд ли совсем сдуться), т.к. завязан в том числе и на мою персону где-то. Но скажем предложения о продаже дешевле я бы наверное отклонил сразу, а предложения о продаже дороже по крайней мере заставили бы меня задуматься - могу ли я вложить эти деньги куда-то с более высокой прибыльностью...

Комментариев нет: